Иванов
(Александр Андреевич) - знаменитый исторический живописец, родился в
Санкт-Петербурге 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил
"посторонним" учеником в Императорскую Академию Художеств и
воспитывался в ней с поддержкой от общества поощрения художникам, под главным
руководством своего отца, профессора живописи А.И. Иванова . Получив за успехи
в рисовании две серебряные медали, был награжден, в 1824 г., малой золотой
медалью за написанную по программе картину: "Приам испрашивает у Ахиллеса
труп Гектора" (находится у К.Т. Солдатенкова в Москве), а в 1827 г. -
большой такой же медалью и званием художника XIV класса, за исполнение другой
программы: "Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона".
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за
границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало,
чтобы он написал еще картину, а именно на тему: "Белерофонт отправляется в
поход против Химеры". Удовлетворив этому требованию (картина находится у
М.П. Боткина в Санкт-Петербурге), Иванов пустился в путь, в 1830 г., и через
Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. Здесь
первые его работы состояли в рисовании с микеланджеловского "Сотворения
человека", в Сикстинской капелле, и в сочинении эскизов на разные
библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет,
он все более и более увлекался мыслью изобразить в обширной и сложной картине
первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче,
хотел испробовать свои силы над менее значительным, хотя также крупным
произведением, и с этой целью написал, в 1834 г., "Явление воскресшего
Христа Марии Магдалине" (находится в Императорском Эрмитаже) - картину,
превосходную по красоте композиции, благородству стиля, рисунку, краскам и
экспрессии мироносицы, но исполненную еще совершенно в академическом духе. Она
имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где художник был
признан за нее, в 1836 г., академиком. Ободренный успехом, Иванов принялся за
"Явление Мессии", глубоко вдумывался в сюжет, изучал все, что
касалось его хоть сколько-нибудь, делал множество этюдов, советовался с
знаменитыми иностранными художниками, жившими в Риме, постоянно переменял
первоначальную композицию и ее подробности. Процесс столь добросовестного
творчества шел медленно, и годы летели один за другим в заботах художника о
получении средств для довершения его капитального предприятия, в его сомнениях
и колебаниях. Начав работу с полной верой в божественность избранной темы, он
подвергся впоследствии сомнению, благодаря в особенности чтению книги Штрауса о
Христе, и уже не мог трудиться с прежним увлечением; кроме того, в последнюю
пору его пребывания в Италии болезнь глаз мешала ему заниматься с желаемой
усидчивостью. Таким образом, исполнение картины тянулось слишком долго,
двадцать лет (1836 - 1857), и только в 1858 г. Иванов решился отправить ее в
Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка ее и всех относящихся к
ней эскизов и этюдов в одной из зал Академии Художеств составила событие в
русском художестве, небывалое со времен К. Брюллова . В печати она была
встречена противоположными суждениями: одни восторгались картиной беспредельно;
другие находили, что ее автор, при всем своем усердии, взялся за задачу не по
силам, не разрешил ее удовлетворительно, видны в ней лишь собрание более или
менее интересных этюдов, недостаточно связанных одним общим движением и, в
особенности, одним общим колоритным тоном. Но для большинства истинно-художественных
людей она была явлением в высшей степени замечательным. Серьезное, вдумчивое
отношение Иванова к предмету, полное отречение его от рутинных, академических
взглядов и приемов, его приверженность к натуре, искание красоты не в внешней и
случайной, а обусловливаемой соответствием формы индивидуальному характеру и
значению изображенных лиц, - все это завоевало творцу "Явления
Мессии" горячее сочувствие преимущественно молодых художников, было для
них настоящим откровением и оказало решительное влияние на многих из их числа.
Однако Иванову не суждено было увидеть плоды своего почтенного труда: еще
продолжалась его выставка, и участь его картины еще не была решена, как он
сошел в могилу, пораженный холерой, 3 июля 1858 г. После его кончины
"Явление Мессии" было приобретено императором Александром II и
пожаловано московскому Румянцевскому музею, в котором красуется и поныне. Кроме
этой картины, составляющей один из драгоценных памятников русской живописи,
крайне любопытны многочисленные наброски (пером, карандашом и акварелью) на
темы Ветхого и Нового Заветов, которыми Иванов занимался в Риме, отрываясь по
временам от своего главного труда. Они изданы в точных факсимиле немецким
археологическим институтом на счет капитала, завещанного ему с этой целью братом
живописца, архитектором С. Ивановым . - Ср. М.П. Боткина "А. А. И., его
жизнь и переписка" (СПб., 1880) и в биографической библиотеке Ф.
Павленкова . А. С-в.
|